Восстановление отчетности - один из видов ведения бухгалтерского учета. К такой процедуре прибегают в случаях необходимости сохранения предприятия, у которого ранее велся неправильный бухгалтерский учет или он не велся вообще. Также, такая процедура применяется в случае потери бухгалтерских документов (по недосмотру, при пожаре или стихийном бедствии, и других факторах).
Под восстановлением бухгалтерского учета подразумевают сдачу недостающей отчетности в налоговые органы, либо сдачу уточненной отчетности. Эта процедура состоит из следующего:
- анализа текущей деятельности предприятия;
- анализа его бухгалтерской составляющей;
- восстановления документов за тот период, когда бухгалтерской работы не велось.
Разумеется, объемы работ по восстановлению бухгалтерского учета могут быть различные. Они будут большие, если никакие работы по ведению бухгалтерии в принципе не проводились. В случае всего лишь исправления некоторых неточностей в отчетности, объемы работ будут значительно меньше. О необходимости выполнения восстановления бухгалтерского учета свидетельствует обязательность этой процедуры во многих ситуациях, если у вас, конечно, есть желание оставить свою фирму в бизнесе.
Несвоевременная сдача отчетности, либо выявленные в ней неточности могут привести к распоряжению, со стороны контролирующих органов, о временном прекращении деятельности вашего предприятия и проведении восстановления бухгалтерской отчетности по всем правилам. Исходя из этого, логично будет предположить, что данную операцию нужно проводить незамедлительно, чтобы из-за нарушений в отчетности предприятия не понесло существенных потерь в своих доходах. Однако, восстановление бухгалтерской отчетности - весьма трудоемкий процесс, который требует значительных вложений сил и времени, что вполне объяснимо. В случае утери какого-либо документа, или, того хуже, нескольких документов, их не всегда можно легко восстановить.
Рассмотрим поэтапно процесс восстановления бухгалтерской отчетности.
Вначале, специалистами, осуществляющими данную операцию, проводится тщательный анализ текущего состояния бухгалтерского учета, далее необходимо провести обработку данных. Затем требуется сортировка и анализ первичной документации на предмет ее соответствия действующим нормам, которые определены законом. Так же тщательно нужно проверить правильность отражения данных в документах отчетности, после чего составить баланс. По завершению подготовительного этапа, необходимо осуществить проверку и восстановление учетных регистров, сделать анализ налоговых платежей и составить бухгалтерские и налоговые формы отчетности. На заключительном этапе работ происходит сдача форм отчетности в государственные надзорные органы.
Один из важных нюансов при восстановлении бухгалтерского учета - возможность проведения восстановительных работ по отдельным участкам, а не в полном объеме, за счет чего значительно экономится время и в ряде случаев существенно ускоряется выполнение данной процедуры.
Судя по самому названию, восстановлением бухгалтерской отчетности, чаще всего, занимаются люди, которые приглашены со стороны, поскольку собственный бухгалтер не справился с работой по ведению учета и составлению отчетности, или что-то напутал сам руководитель, у которого в штате нет бухгалтера. Приглашение профессионалов, имеющих соответствующий опыт работы, дает гарантию положительного результата.