Согласно нормам действующего законодательства обязанностью Общества с ограниченной ответственностью (далее - Общества) является ведение и хранение списка участников ООО. Такой список надлежит вести с момента регистрации Общества и до его исключения из реестра юридических лиц.
Законодательство не определяет, для чего предназначен список участников. Между тем, многие положения ФЗ «Об ООО» (далее - закон) аналогичны положениям ФЗ «Об АО», которые регулируют обязанность Обществ по ведению и хранению реестра акционеров.
Список участников Общества должен состоять из следующего:
- сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате.
Если участник - физическое лицо, необходимо указать его фамилию, имя, отчество, паспортные данные, а также место его жительства (адрес для направления корреспонденции) и контактный телефон;
Если участник – юридическое лицо, то нужно указать его наименование (полное, сокращенное), место нахождения (адрес для направления почтовой корреспонденции).
- сведения о размере долей в уставном капитале, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.
Хранение списка участников (как и остальные документы Общества) должно осуществляться по месту нахождения его единоличного исполнительного органа - руководителя - или в ином месте, которое известно и доступно всем участникам Общества.
Список участников обязан вести единоличный исполнительный орган Общества – руководитель (если устав Общества не предусматривает иного ответственного органа).
Данные, которые содержаться в списке участников Общества, должны быть в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ. При возникновении споров по поводу несоответствия указанных сведений, преимущество отдается сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. При этом, подтвердить возникновение прав на долю (или ее часть) можно с помощью таких документов: договоров купли-продажи, дарения и тому подобное.
Заинтересованные лица сведения из списка участников могут получить в виде выписки из такового.