Выбирать подходящий способ следует по ситуации, учитывая при этом разные факторы, среди которых: сумма задолженности, оценка должника, состояние документов, количество дней просрочки и другие.
Перечень наиболее распространенных способов работы с должниками состоит из следующего:
1. Предварительных (досудебных) мер, подразумевающих:
ведение переговоров (переписки и личных встреч) с руководством компании-неплательщика, телефонных звонков;
рассылку официальных писем, напоминающих о сроках погашения задолженности;
высказывание претензий.
2. Судебной защиты, включающей в себя:
подачу искового заявления;
и при необходимости, в целях обеспечения риска, наложение ареста на имущество должника в размере заявленных исковых требований.
3. Исполнительного производства, направленного на то, чтобы предъявить исполнительный лист:
в банк, обслуживающий должника, с целью взыскать долг с расчётного счёта должника, что прописывает Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст.6), положения Раздела VII АПК РФ, а также Президиум ВАС РФ своим Постановлением № 10103/01 от 29.03.02;
в службу судебных приставов, чтобы они вели исполнительное производство:
или самостоятельно разыскивать имущество должника, открытые им расчётные счета, рассылать запросы в ГАИ, БДД, БТИ и т. д.
4. Инициирования процедуры банкротства должника. Практика показывает эффективность данной меры воздействия на должника в случае, если предприятием-дебитором ведётся реальная деятельность и у него имеются активы. В этой ситуации собственнику может угрожать потеря контроля над предприятием.
5. Дополнительных мер, стимулирующих должника к погашению долга, с целью привлечь руководителя организации-должника к уголовной ответственности в виде подачи заявления:
за неисполнение решения суда (ст. 315 УК РФ) – в территориальное подразделение Службы судебных приставов;
за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), либо за мошенничество (ст. 159 УК РФ), при имеющихся данных о том, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором – в ОБЭП;
публикации в СМИ документально подтвержденного материала о том, что должник уклоняется от погашения задолженности и позаботиться о том, чтобы банковские (кредитные) учреждения и потенциальные партнёры неплательщика были проинформированы об имеющемся «долговом инциденте».
Важно помнить, что работу с неплательщиком необходимо проводить, не выходя за рамки правового поля. Имеется в виду не только отказ от обращения за помощью к криминальным структурам, но и общий характер взаимодействия с должником. Устное и письменное общение с представителями предприятия-неплательщика не допускает угроз и оскорблений, поскольку любую подобную ошибку кредитора можно будет использовать против него.